СВЕЧИ
Бестолковый Джо думает, что значение имеют только большие вещи. Он проводит большую часть времени, наводя глянец на свой самолет, но никогда не обращает внимания на такую мелочь, как запальные свечи. Но так как надежность работы мотора, а также ваша собственная безопасность зависят от этих маленьких деталей, я расскажу вам о том, как содержать эти маленькие, но важные части в полной исправности. Как правило, свечи следует снимать, чистить и осматривать через каждые 60, самое большее 75 летных часов. Во избежание повреждения какой-нибудь части свечи обращаться с ними надо очень осторожно.
Вот порядок, которого вы должны придерживаться при осмотре свечей.
1) Вынув собранный сердечник из корпуса свечи и сняв прокладку, вставьте сердечники в гнезда доски рабочего приспособления (см. рис. 191).
2) Очистите сердечник и центральный электрод; промойте и высушите сердечник.
3) Измерьте диаметр заплечика электрода; проверьте диаметр центрального электрода, осмотрите сердечник.
4) Очистите и осмотрите корпус; отштампуйте боковые электроды, соберите свечу и отрегулируйте расстояние между электродами.
5) Испытайте свечу и вставьте ее в мотор (или подготовьте для хранения).
Рис. 188 и 189. Для того чтобы вынуть собранный сердечник свечи, состоящей из двух частей (как, например, свечи BG), из ее корпуса, вставьте свечу в фальшивые губки тисков и выверните сердечник свечным ключом.
Никогда не пользуйтесь ключом с открытым зевом и никогда не вставляйте корпус или сердечник свечи непосредственно между губками тисков.
Рис. 190. На этой фигуре пока — рис зано, как нужно пользоваться спе-
190.
циальным бородком для удаления медной прокладки сердечника из корпуса свечи. В корпусах свечей некоторых типов прокладка находится между корпусом и соединитель — * ной гайкой (ниппелем).
Рис. 191. Свечу легко повредить. Поэтому не оставляйте свечи в ящике или кучками. Вставляйте их в гнезда специальной доски, как показано здесь, вынимая их только для работы с ними.
Рис. 192. Для очистки сердечника свечи от следов угля, масла, свинца и т. д. пользуйтесь песочной бумагой № 00 или алокситовым полотном марки 150. Сердечник вставляется в специальную гильзу, вращаемую станком. Наилучшие результаты вы получите, если вал мотора, к которому прикреплена гильза, делает около 1750 об/мин. Никогда не пользуйтесь для очистки сердечников свечей наждачным и карборундовым полотном или бума — 193’ гой, «стальной шерстью», напильниками или металлическими шлифовальными кругами.
Рис. 193. Измеряйте заплечик или диаметр головки электрода микрометром или калибром, как показано на рисунке, в том месте металлического электрода, где начинается слюдяная изоляция. Если окажется, что диаметр меньше 6,6 мм, сердечник надо выбросить.
Рис. 194 и 195. Важнейшей частью всего процесса ухода за свечами является штамповка боковых электродов, так как от того, как они отштампованы, зависят исправная работа свечи в моторе и срок службы электродов. Для этой работы вам понадобятся специальный станок на массивной опоре и набор штампов специальной формы. Станок, изображенный на рисунке, имеет неподвижную матрицу в нижней оконечности стержня и пять пуансонов различных размеров. Устанавливайте станок так, чтобы его основание находилось на удобной для работы высоте.
Выньте из рейки ножку, служащую для регулировки длины электродов, опустите стержень так, чтобы винт у нижнего конца стержня вышел из направляющей, и вставьте в гнездо основания стойки пуансон, соответствующий размеру свечи, за — рис. жав его установочным винтом. Снимите с рамы маховичок и зубчатое колесо. Установив корпус свечи над пуансоном, как показано на рис. 195, опустите стержень так, чтобы матрица плотно накрыла электрод корпуса свечи, и резко ударьте фунтовым молотком по центру верхней оконечности стержня. Но только не старайтесь показать свою силу. Помните, что свечи и все, что к ним относится, требуют осторожного обращения. Когда электрод примет форму, соответствующую корпусу свечи, поднимите стержень и выньте корпус свечи.
Рис. 196. Тот же станок, изображенный на предыдущем рисунке, установлен здесь для регулировки электродов. Для установки свечей с различной длиной нарезной части при регулировке электродов имеются прокладочные шайбы. При регулировке электродов следите за тем, чтобы слишком не согнуть электроды.
Для моторов высокой мощности целесообразно устанавливать зазоры между электродами 0,3 мм вместо 0,38 мм. Это увеличивает срок службы свечей. У моторов же более низкой мощности при уменьшенных зазорах между электродами мотор плохо работает на холостом ходу.
Рис. 197 и 198. Неисправность изоляции может быть обнаружена испытаниями свечей в специальном приспособлении, показанном на рисунках.
Свечи обязательно должны испытываться под давлением. Воздух накачивается в камеру приспособления вручную (рис.
197) . Можно соединить камеру с баллоном, содержащим углекислый газ под давлением (рис.
198) , или же соединить с проводкой сжатого воздуха, если имеется приспособление для осушения воздуха. Свеча, регулярно дающая искру при дав-
лении 8,8 кгIсм2 с зазором между электродами 0,38 мм, будет работать вполне удовлетворительно в любом моторе. Для испытаний при давлениях до 11 кг/см2 пользуйтесь вполне исправным пусковым или рабочим магнето. Ток от индукционных катушек или трансформаторов дает ошибочные результаты и может повредить изоляцию.
Для получения наилучших результатов тщательно регулируйте зазор между электродами. Проверяйте и устанавливайте их каждый раз, когда вы вынимаете свечи для чистки. Если регулярно не прове — шь рять зазоры между электродами, то работа мотора может стать неровной и сопровождаться перебоями.
Рис. 199. На этой фигуре изображен футляр для хранения и перевозки свечей. Он широко приме — Рис.
і 99
няется на воздушных линиях.
Прежде чем приступать к какой бы то ни было работе над свечами, тщательно изучите инструкцию по обращению с ними. Пользуйтесь надлежащими инструментами и не прилагайте слишком большую силу.